Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Что тот слуга, что этот господин

Развлечения
Что тот слуга, что этот господин
Пунтила (Михаил Филиппов) и Матти (Анатолий Лобоцкий) / Фото: Евгений Люлюкин

«Господин Пунтила и его слуга Матти» Бертольта Брехта на сцене Театра имени Маяковского, что прежде был Театром Революции. Компания подобралась занятная – как раз впору ожидать чего-то в высшей степени политического и злободневного от премьеры. Но был и другой полюс: режиссер Миндаугас Карбаускис никогда прежде в дешевой актуализации и сиюминутной ангажированности замечен не был. Так что расклад получался интересным.

Сюжет для своей пьесы Брехт позаимствовал у финского фольклора. Жил-был некий помещик Пунтила, что, подобно герою фильма «Огни большого города», был крайне мил и добр к ближнему, когда пьян; и столь же зол и деспотичен в трезвом виде. И был у него шофер Матти, которого хозяин (в зависимости от количества алкоголя в своей крови) то грозился уволить, то сватал за единственную дочку. В финале шофер, согласно идеологии Брехта, не выдерживал классового насилия и оставлял помещика. В спектакле Матти остается с Пунтилой.

Для удачи спектакля, выстроенного на столь фарсовой основе, необходим яркий актерский дуэт. И Карбаускис его создал. Михаил Филиппов (Пунтила) и Анатолий Лобоцкий (Матти) ведут свои партии, подобно хорошо сыгравшимся коверным. Они словно заранее предчувствуют реплики друг друга и готовы играть на опережение. В них чувствуется и усталость от этой привычной сыгранности, от этой необходимости выходить на арену и продолжать веселить партер. Но они выходят и веселят. И партер смеется.

А на заднем фоне раскручивают хитросплетение сюжетных линий остальные действующие лица этого фарса. Вернее не лица, а социальные маски, придуманные Брехтом и идеально подогнанные к лицам актеров «Маяковки». За психологическим театром сюда идти не стоит, а вот любителям классического (а ля Петрушка) балагана – добро пожаловать!

Балаган разыгрывается в белоснежном пространстве, пересеченном ржавчиной отдельных колонн и созданном художником Сергеем Бархиным. Пространстве, напоминающем «гармошку» объектива старинного фотоаппарата. А в объективе мы видим (что логично для старых фотоаппаратов) перевернутое изображение поместья Пунтиалы. Вот и в самом спектакле все перевернуто с ног на голову: характеры, акценты, даже темы. Матти не ушел, оставшуюся без жениха дочку Пунтилы – не жалко, доярки и телеграфистки из Кургелы вызывают смех, а сам Пунтила – сочувствие. И все это вместе создает атмосферу гротескного балагана, которому нет конца.

Да, а политике в спектакле Театра им. Вл. Маяковского все-таки хватало. Просто взгляд на нее был неангажированным, как это и свойственно Карбаускису. Будучи режиссером с определенным – «обобщающее-философским» - мировоззрением, он без видимых усилий смог взглянуть на ситуацию несколько сверху. (Ровно так, как Бархин представил на заднике поместье Пунтилы – словно бы с высоты птичьего полета). И получился у него не бунт честного слуги против угнетателя, парный конферанс Матти и Пунтилы, которые стоят один другого. А вот пригибаться и приседать под дирижерскую палочку ловкого шофера приходится все тем же женщинам из Кургелы. 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.