Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Инновации пришли в Москву ещё в XIX столетии

Общество
Инновации пришли в Москву ещё в XIX столетии

В ПРОШЛЫЙ раз мы с вами вспомнили, как и когда москвичи решили обзавестись первым общественным транспортом; как и куда ездили на линейке и конке, а также выяснили, что городские власти к этой проблеме поначалу имели только касательное отношение: решения принимались в городской Думе, а исполнение ложилось на плечи частных предпринимателей. А может быть, так и нужно? Сегодня же мы вспомним, какие транспортные радости и проблемы принес Москве начавшийся ХХ век – «век научного прогресса и надежд на светлое будущее», как писали газеты в канун нового 1901 года. Впервые с главным детищем «века научного прогресса» Москва познакомилась еще за 18 лет до его начала, когда на окраине Ходынского поля, там, где в советские годы располагался стадион «Юных пионеров», открылась Всероссийская художественнопромышленная выставка. Это и без того было бы событием для Первопрестольной. А тут еще специально сооруженные для экспонатов выставки павильоны окольцовывает миниатюрная железная дорога, по которой – о чудо! – весело стуча колесами, бодро бегут три пассажирских вагончика, влекомые электровозом... И никаких проводов: ток подается по контактному рельсу, как в современном метро! Это чудо техники заинтересовало не только простых посетителей выставки, но и городские власти: а не завести ли в городе электрический трамвай? Но потом Дума подумала и решила повременить: и недоработок в предложенной конструкции было изрядно, а главное – Москва, казалось, еще не была готова к реализации столь смелого прожекта: конка-то и та еще не во все стороны от центра успела разбежаться! Да и привычка действовать только «по примеру заграницы» сказалась на решении гласных Думы – как же мы можем поперед европейского батьки в электрические дела влезать? Одним словом, эти «раздумья» растянулись практически до конца XIX века, когда городские власти наконец выдали разрешение одному акционерному обществу на прокладку в городе путей для «настоящего» трамвая! Случилось это событие в 1898 году, а для «эксперимента» были выделены пустующие земли возле Бутырской заставы. Главную скрипку в этом деле играли, разумеется, немцы, но и молодой в ту пору московский инженер В. Шухов успел активно поучаствовать в реализации проекта, который очень быстро был воплощен в жизнь. 6 апреля 1899 года в 16 часов по московскому времени от небольшого депо на Нижней Масловке (здание сохранилось по сию пору) отправился в свой первый рейс до Петровского парка московский трамвай. С того самого дня электрический трамвай (так его стали называть в отличие от трамвая конного) месяц за месяцем отвоевывал у города новые территории, где прокладывались пути, ставились столбы с проводами и сооружались трамвайные остановки... И, между прочим, этот самый трамвай (а вернее – его усовершенствованный наследник) до сих пор еще бегает по городу, хотя с центральных улиц и проспектов его уже давно вытеснили более шустрые обладатели двигателей внутреннего сгорания... Москвичи трамвай вначале приняли в штыки – не нравились свисающие с опор провода и грохот, который пугал робких московских лошадей, но быстро привыкли и полюбили. Трамвай в обиходе стали называть «электричкой», а у некоторых, особенно полюбившихся линий появились даже собственные имена. Маршрут «А» по Бульварному кольцу стал «Аннушкой», линия трамвая «Б» по Садовым улицам – «букашкой»... А за участившиеся случаи «попадания под трамвай» его стали именовать «московской гильотиной»! Несмотря на все «за» и «против», трамвай на долгие годы стал главным общественным транспортом нашего города, постепенно вытеснив с его улиц конку и раскинув «рельсовую паутину» по всей территории Москвы. Новые линии открывались ежегодно, приобщая к цивилизации даже самые отдаленные окраины города. А в 1901 году часть трамвайных линий была выкуплена городом у акционеров по вполне сходной цене: хорошо налаженное хозяйство практически не давало сбоев и приносило городу не только доход, но и решало многие проблемы, которые так или иначе приходилось решать городским властям. Окончательно трамвай перешел в муниципальное подчинение в 1911 году. Между прочим, в первые годы существования трамвая весьма активно обсуждался вопрос о переводе его на более узкую – 100 см – колею (первоначально она была принята в соответствии с существовавшем в России «железнодорожным стандартом»). Но потом от этой идеи отказались: городские власти убоялись больших затрат, да и использование старых вагонов конки как «прицепных» к новому трамваю делало эту идею еще более сомнительной... А вскоре Москва впервые узнала, что передвигаться по городу можно не только по рельсам или на извозчике, но и в больших автомобилях, появившихся чуть ли не одновременно с первыми частными «моторами». Уже 13 июня 1908 года некий предприниматель Бузников оформил концессию на перевозку пассажиров автобусом от конечной остановки трамвая у Петровского дворца до дачной местности Петрово-Глебово. А Миусский трамвайный парк обзавелся в это же время собственным автобусом марки «Бюссинг», курсировавшим по временно не работающей из-за реконструкции трамвайной линии от Манежа по Большой Полянке и Житной до Серпуховской площади. Но вскоре этот единственный автобус «сдался», не выдержав соревнования с ухабистой московской мостовой, и был отправлен «на пенсию» гораздо раньше срока. Впрочем, некоторые предприниматели продолжали верить в «автомобильную идею» и организовали несколько автобусных линий на тогдашние дальние окраины (и пригороды) Москвы – в Останкино, Серебряный Бор, Измайлово... Но дороги и в этих случаях, как правило, оказывались победителями: автобусы ломались, и скептически настроенные москвичи предпочитали, отправляясь в «зеленую зону», пользоваться проверенным временем гужевым транспортом... А потом начавшаяся Первая мировая война на целое десятилетие лишила Москву этого столь привычного сегодня вида транспорта... [b]Кстати[/b] [i]Обсуждения первых проектов «подземки», случавшиеся время от времени начиная с 1902 года, оставались мишенью для желчной критики в городской Думе, газетных фельетонов и обывательских вздохов «Чего только не придумают!» Видимо, в первые десятилетия ХХ века под землю москвичам было лезть еще рано.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.