Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Общественный транспорт был в Москве в диковинку

Общество
Общественный транспорт был в Москве в диковинку

ОДНОГО нельзя сделать, живя в Москве: не воспользоваться общественным транспортом.Даже «большие люди», давно пересевшие на служебные «мерседесы», и заядлые автомобилисты, казалось, даже для поездки в туалет пользующиеся любимой «лошадкой», не могут избежать этой участи. Первые что-то помнят из времен своей студенческой юности, когда вход в метро стоил «пятачок», а у вторых время от времени барахлит мотор и им приходится на день-другой становиться пешеходами... А вот знают ли и те, и другие, и третьи, на чем и как ездили по городу их прадедушки? О транспорте «индивидуальном» – всевозможных извозчиках, «ваньках» и «лихачах» – мы сегодня говорить не будем. Эти предшественники современных таксистов и «бомбил» заслуживают отдельного разговора. Мы с вами сегодня припомним некоторые вехи из истории столичного городского транспорта. И не по поводу, а просто так: ведь встреча с этой разновидностью столичной жизни для нас – каждодневный праздник![b]Спина к спине[/b]Первым по-настоящему «общественным» транспортом в городе была, разумеется, линейка. Что это такое, современному москвичу и вообразить трудно. Представьте себе гитару, положенную на колеса и влекомую по улицам парой меланхолически настроенных лошадей (кстати, у москвичей этот вид транспорта и назывался в просторечии «гитарой»).На узком деревянном сиденье, лицом к обочине, спиной друг к другу, сидят восемь пассажиров, стараясь не свалиться на очередном ухабе. Это и есть линейка.Появились они в Москве в сентябре 1847 года, к 700-летию столицы, и долгое время были единственным видом общественного транспорта.Линейки были летние (на колесах) и зимние (на санном ходу). У каждой был кучер и кондуктор, и курсировали они по «линиям» – из центра города к заставам. Между прочим, самая первая стоянка линеек была на Красной площади! Через несколько лет она была перенесена к Ильинским воротам Китай-города. «Он поднял голову и увидал просторную старинную линейку», читаем мы у Тургенева. Значит, во времена Ивана Сергеевича эти самые линейки уже считались транспортом «старинным»! Впрочем, и после появления в Москве «прогрессивной конки» эти старинные экипажи еще долгое время разъезжали по городу, стараясь, впрочем, придерживаться маршрутов, уводящих на окраины...[b]Петр I и конка[/b]А теперь об упомянутой нами конке. Вопрос о ее строительстве – Москва не может отстать от прогресса! – обсуждался на заседании Городской думы еще в 1863 году. И в самом деле: «чугунка» уже стала делом привычным, в лучших городах Европы люди пользуются новинками городских экипажей, а что же Москва? Но прошло целых девять лет, прежде чем эта задумка воплотилась в жизнь.Первая линия конно-железной городской дороги (так официально именовали этот вид транспорта) была проложена от Смоленского вокзала до Красной площади аккурат к открытию знаменитой Политехнической выставки 1872 года. Она была приурочена к 200-летнему юбилею Петра I и породила в Москве не только ажиотаж, но и стала основой для формирования одного из самых известных столичных музеев – Политехнического.Несколько десятилетий этот вид общественного транспорта был в руках частных компаний. И неплохо, нужно признать, функционировал.Открывались новые линии – по Бульварному кольцу, по кольцу Садовому, а уже в 1880-х – уводившие, а вернее – увозившие пассажиров из центра на весьма отдаленные окраины – в Дорогомилово, в Бутырки и даже на Воробьевы горы... Лишь в 1901 году городские власти частично выкупили конку у акционерных обществ, а в 1911-м, незадолго до «кончины», она стала окончательно муниципальной...Не все знают, что столь популярный у москвичей в конце позапрошлого века вид транспорта имел ряд особенностей.Он был «двухуровневым», но на втором «этаже», который в народе именовался «империалом» и где билет стоит дешевле, и куда нужно было подниматься по достаточно крутой лестнице, запрещалось ездить дамам. Это считалось неприличным.[b]«Вы выходите?»[/b]Конка долгое время не имела узаконенных остановок, и выходить из нее приходилось на ходу или во время остановки «по требованию». В связи с этим заметим, что хотя мы и обещали, что этот материал будет «неюбилейным», но вынуждены поправить сами себя: столь привычные для нас остановки городского транспорта в этом году могли бы отметить почти круглую дату – 115 лет со дня рождения. Могли бы, да не отметили – кто из историков об этом помнит? Вот и мы больше чем на месяц с поздравлением опоздали! Вот цитата из майского номера газеты «Московский листок» за 1895 год: «Стараниями московских властей с 1 мая в нашем городе введены обязательные остановки для входа и выхода пассажиров на линиях трамвая и конной железной дороги… Они обозначены специальными металлическими вывесками, прикрепленными, за неимением другого места, к фонарным столбам… Непонятно, зачем вообще это было сделано, ибо конка и так постоянно останавливается: то лошадь расковалась, то вагон сошел с рельсов, то, как перед крутым подъемом на Рождественскую горку, требуется впрячь дополнительную лошадь…»Авторы этой реплики и представить себе не могли, что когда-то из городского общественного транспорта кроме как на законной остановке и выбраться-то будет нельзя! Впрочем, как и того, что «пришвартоваться» в положенном месте к тротуару автобусу и троллейбусу (их, правда, тогда и в проекте не было) будет тоже трудновато: все занято транспортом иного назначения! Даже упомянутый в цитате трамвай в тот год был еще конным, и до появления трамвая настоящего оставалось несколько лет. Но об этом – в следующий раз...[b]Кстати[/b][i]Эксплуатация вагонов конки в Москве в зимнее время потребовала внести существенные изменения в конструкцию вагонов.В них появились вагоны, имеющие духовое отопление. Для этого около кучерской площадки были устроены печи. Отапливалась лишь передняя половина вагона. Задняя его часть представляла собой закрытую сверху и с боков холодную площадку без мест для сидения. Это был второй класс. «Московские ведомости» 23 октября 1885 года писали: «На конечных пунктах линий, у Страстного монастыря и Бутырской заставы, вагоны, для того чтобы идти теплым отделением вперед, поворачиваются легко при помощи устроенных на рельсах вращательных кругов, какие употребляются на железных дорогах для поворачивания паровозов».[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.