Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

3 великие оперы Николая Римского-Корсакова

Развлечения
18 марта 1844 года родился знаменитый русский композитор и дирижёр Николай Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков появился на свет в Тихвине, в семье, далекой от мира искусства. Родители готовили мальчика к морской службе (его дядя и старший брат служили на флоте). К музыке мальчик тяготел с раннего детства, но серьёзных преподавателей в маленьком провинциальном городке не было. Его первой учительницей стала соседка, позже её сменила знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. В девять лет Римский-Корсаков начал сочинять первые мелодии.

В Петербурге, куда молодой человек приехал учиться в Морском корпусе, он часто бывал в оперном театре и на концертах. Там же он нашёл себе первого настоящего учителя - пианиста Фёдора Канилле, посоветовавшего одарённому ученику придумывать музыку самостоятельно. Он же познакомил юношу с Милием Балакиревым, вокруг которого всегда было много подающих надежды музыкантов, позднее ставшим костяком "Могучей кучки". 17-летнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с сочинения симфонии. Между тем молодому композитору, заканчивавшему обучение в Морском корпусе, предстояло трёхлетнее кругосветное путешествие. Природный талант помог ему наверстать упущенное время и не отстать от даровитых друзей. Сочиняя сложные симфонические партитуры, Николай Андреевич не знал простейших музыкальных основ и не разбирался в музыкальных терминах. Каково же было его удивление, когда его позвали профессором в консерваторию! Но, наученный не отступать и не сдаваться, Римский-Корсаков согласился.

Музыкальные вкусы и мировоззрение композитора сформировались в 1860-е годы под влиянием друзей из "Могучей кучки". В последующее десятилетие Римский-Корсаков преподавал в консерватории, занимался совершенствованием собственной композиторской техники (писал каноны и фуги), занимал должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-1884) и дирижировал на симфонических концертах, заменял Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы и готовил к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывал и гармонизировал народные песни (первый сборник вышел в 1876, второй - в 1882 году).

Обращение к русскому фольклору помогло композитору чётче сформировать свой творческий почерк. Две написанные после "Псковитянки" (1872) оперы - "Майская ночь" (1879) и "Снегурочка" (1881) - отразили любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и песням. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков часто обращался к певческой лирике: он написал 79 романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Толстого, Фета, Байрона и Гейне. Творчество композитора подарило нам целую галерею нежных, неповторимых, лирических женских образов - реальных и фантастических (Панночка в "Майской ночи", Снегурочка, Марфа в "Царской невесте", Феврония в "Сказании о невидимом граде Китеже"), и образы народных певцов (Лель в "Снегурочке", Нежата в "Садко").

Творческий путь Римского-Корсакова длился более сорока лет. Начав его достойным преемником дела Глинки, он и в новом веке достойно представлял русское искусство, сделав многое для его развития. "Вечерняя Москва" вспоминает самые знаменитые оперы Римского-Корсакова.

"Сказка о царе Салтане" (1899)

Сказочная опера, написанная Римским-Корсаковым к столетнему юбилею Пушкина. Это было сложное время в мамонтовской антрепризе - хотя Савва Иванович был оправдан после скандального "Дела Мамонтова" и вышел на свободу, он был совсем не таким могучим покровителем, как раньше. Благодаря артистам-энтузиастам, которые внесли свои скромные накопления в кассу театра, опера Мамонтова преобразилась в Товарищество. Многие друзья отвернулись от Саввы Ивановича, но были и те, с кем Мамонтов сблизился. Его друзьями стали Михаил Врубель и его жена Надежда Забела. Именно Врубель стал художником-постановщиком всех опер в тот короткий период, когда душевный недуг Михаила не прервал эту дружбу. Надежда Забела вспоминала об этом периоде как о счастливейшем в своей жизни, а её Царевна-Лебедь (вслед за одноименной картиной художника) стала одним из символов той эпохи. Композитор активно принимал участие в постановке. По его настоянию, шмеля и белку играли дети, а не механические куклы, как предполагалось вначале. Особо следует сказать о музыкальных достоинствах постановки, где важнейшую роль наряду с автором сыграл дирижер Ипполитов-Иванов, сумевший правильно раскрыть и подать изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова (вступление ко второму акту "В синем море звезды блещут", симфоническая картина "Три чуда", "Полёт шмеля" и др.). Сам композитор был доволен работой театра, что, при его знаменитой строгости, может расцениваться как серьезное достижение Товарищества.

Портрет Николая Римского-Корсакова кисти Валентина Серова (фрагмент, 1898) Портрет Николая Римского-Корсакова кисти Валентина Серова (фрагмент, 1898) / Фото: wikipedia.org

Иван Билибин - эскиз декорации ко второму действию оперы 

"Кащей Бессмертный" (1902)

В ноябре 1900 года музыкальный критик Петровский предложил Римскому-Корсакову своё либретто оперы "Кащей Бессмертный". Оно заинтересовало композитора, хотя многое предстояло довести до ума - прежде всего, избавиться от неясности, сбивчивости изложения и поэтической манеры. В дальнейшем он сам написал либретто по предложенному сюжету. Музыкальную составляющую Римский-Корсаков закончил меньше, чем за год. Композитор взял за основу распространенный сюжет из русских народных сказок, но добавил туда самобытных сюжетных поворотов. Главная находка - образ дочери Кощея, в слезе которой спрятана Кощеева смерть. Пять героев сказки - это скорее символы, нежели реальные персонажи. Кащей - олицетворение злой и жестокой силы, а так же старости, которая ненавидит все живое. Кощеево царство навевает размышления о самодержавной власти, подавляющей силы народа. а Кащей ассоциировался с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода Победоносцева, которого Александр Блок назвал колдуном, своим стеклянным глазом заворожившим всю Россию. Так же холодна и Кащеевна, убивающая тех то хочет смерти ее отца, то есть - свободы. Один из таких витязей - Иван-королевич, а его помощником является буйный ветер Буря-богатырь - олицетворение стихийных сил народа, все сметающих на своем пути. Королевич освобождает из Кащеева плена Царевну Ненаглядную красу - воплощение всего человечного и при этом совершенного. Премьера оперы состоялась 25 декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова. Опера пользовалась успехом, но политический смысл сказки Римского-Корсакова ещё не был понятен. После событий 1905 года радикальные студенты Петербургской консерватории попросили композитора разрешить им своими силами поставить "Кащея". Постановка посвящалась (неофициально) жертвам Кровавого воскресенья 9 января, а разучивать партитуру со студентами взялся сам Римский-Корсаков и Глазунов. Спектакль, поставленный 9 апреля в помещении театра Пассаж, приобрел вид революционной манифестации, и полиция потребовала, чтобы публика покинула зал. Опера стала символом приближавшегося конца самодержавия. "Кащей Бессмертный" занял особое место в ряду опер Римского-Корсакова. Совершенно изменился музыкальный язык композитора, а сюжет стал мрачным и временами трагичным. Кощеево царство он обрисовывает то резкими, то изысканными и пряными гармониями, которые поражали новизной и необычностью, и полностью соответствуют новому, более суровому взгляду композитора на жизнь.

3 великие оперы Николая Римского-Корсакова Фото: wikiedia.org

Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918 год)

"Золотой петушок" (1908)

Последняя опера Римского-Корсакова и одно из лучших его произведений. Сатирические мотивы получают яркое воплощение, а "небылица в лицах" становится обличением деспотизма. Додон, в отличии от сказочного царя Салтана, - жестокий и глупый тиран, а на деле - бессильный и похотливый старик. Он поработил своих подданных, довёл до отупения, превратил в пародии на самого себя. Для описания Додонова царства композитор не жалеет красок. В опере нет ни одного положительного персонажа - прекрасная царица оказывается жестокой и безразличной, мудрый Звездочёт - злокозненным, всесильный царь - тупым и ведомым. Смерть Додона приводит обитателей царства в смятение, холопские стенания толпы гротескно преувеличенны. В эпилоге Звездочёт иронично указывает на иллюзорность Додонова царства. В опере запечатлены грустные размышления композитора о судьбе России в контексте приближающийся революции. Произведение не сразу нашло свой пусть на сцену, хотя музыкальная составляющая написана удивительно причудливо и гармонично. Вмешательство цензуры и сложности, связанные с этим, обострили болезнь Римкого-Корсакова и ускорили его кончину. Впервые "Золотой петушок" был исполнен после смерти композитора, да и то с обрезанным либретто. Образы сказки были сглажены, им был добавлен флёр таинственности и мистики, что значительно снизило остроту сатиры.

3 великие оперы Николая Римского-Корсакова Фото: wikiedia.org

Эскиз Ивана Билибина

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.